Кровельные материалы 

Штучные кровельные материалы

К штучным кровельным материалам относят металлические кровли, черепица и светопрозрачные кровли. Штучные материалы широко применяются в современном строительстве для вальмовых и мансардных крыш с большим уклоном, поверхность которых — один из основных декоративных элементов здания. В этом случае обычно выбираются материалы, придающие кровле фактуру. Штучные кровельные материалы применялись издавна. Конкретный вид материала определялся природными условиями места строительства: в горных районах — сланец, в богатых лесом районах — деревянная щепа. Наиболее совершенным и универсальным видом штучных кровельных материалов была черепица, а также традиционные: камыш, дранка, гонт, сланцевый шифер (не путать с асбестоцементным шифером).
• камышовое (голландское) покрытие выполняет функции терморегулятора, обладает повышенными шумоизоляционными качествами, оригинальным, «бархатным» внешним видом. Ценится кровельный камыш с засоленной почвы, например в плавнях и островах дельты Дуная. Наиболее часто встречающимся является золотисто-желтый оттенок (через два года он становится темно-серым). Голландские стандарты — это камыш диаметром не более 6 мм и высотой снопа 1,60 — 1,80 м. Камышовое покрытие — природный, «экологический материал», который практически не подвергается химической и вообще технологической обработке;
• дранка (щепа) — тонкие (5-10 мм) дощечки шириной 90-150 мм, получаемые раскалыванием прямослойных чурбаков длиной 0,5-10 м из ели, сосны, лиственницы, осины специальным ножом или топором. Декоративный вариант дранки, у которой нижний конец сделан уступами, называется лемех. Он применялся, в частности, для куполов деревянных церквей.
• гонт (от польского gont) — пиленые или колотые дощечки длиной 40-60 см, шириной 10-15 см, имеющие клинообразное поперечное сечение. Толстый (10-15 мм) край гонтины имеет паз, в который входит тонкий (2-3 мм) край соседней гонтины; этим достигается большая плотность кровельного покрытия. Гонт, как и дранку, настилают в 3-4 слоя по обрешетке из жердей или брусков с шагом в 1/3 или 1/4 длины дранки.
• сланцевый шифер (от нем. schiefer — сланец) — плитки, получаемые раскалыванием слоистых горных пород (преимущественно, глинистых сланцев). Цвет — темно-серый (черный, красно-коричневый), форма, близкая к квадратной, со стороной 20-40 см. Этот материал широко применялся на юге Германии, в Австрии, Великобритании, Закавказье.

Дранка и гонт, благодаря небольшой толщине, быстро сохнут, и поэтому деревянная крыша из них не гниет и сохраняется 10-15 лет. Такие крыши в первые годы эксплуатации имеют приятный серебристо-серый цвет. Сланцевый шифер — очень долговечный материал: многие архитектурные памятники средневековья сохранили шиферные кровли до нашего времени.

Металлическая кровля Металл — один из наиболее популярных и распространенных материалов, используемых в кровельном деле. Металлические кровли прочны, гигиеничны, огнестойки и имеют очень малый вес порядка 5-10 кг/м2 при толщине около 1 мм. К недостаткам кровель из металла принято относить хорошую тепло- и звукопроводность (хорошо нагреваются и еще лучше гремят, или хорошо гремят и еще лучше нагреваются — смотря по погоде), а также в той или иной степени подвержены коррозии.

Производители кровельных материалов и кровельщика пытаются свести эти недостатки к минимуму либо на стадии производства (разнообразные покрытия, оцинковка), либо на стадии проектирования и монтажа — повышенная тепло и звукоизоляция, вентиляция кровли.

Металлические кровли могут производиться как из листовых, так и из штучных металлических кровельных материалов: из штампованной металлической черепицы, стальных, дюралевых волнистых листов (профильного настила), из мелкоштучных медных и позолоченных листов. При возведении металлической кровли требуется специальный инструмент и специальные знания — то есть высококвалифицированный труд. Распространены кровельные металлические штучные материалы с полимерным или с пластизоловым покрытием, кровля из гофрированной оцинкованной жести с многослойным стекловолокнистым покрытием, кровля из профильных алюминиевых и стальных листов и другие.

Одной из особенностей металлических кровель является то, что обычно в ассортименте производителя присутствует полный комплект кровли со всеми необходимыми элементами в широкой цветовой гамме.

Оцинкованные или железные листы, защищенные слоем сплава, устойчивого к коррозии, покрытые сплавом цинка, меди и титана. Для кровельных работ используют кровельные материалы из оцинкованной стали (традиционная оцинковка), возможны различные технологии производства оцинковки. Достаточно высоким качеством обладает холоднокатанная горяче-оцинкованная сталь, получаемая из в процессе регулируемой оцинковки холоднокатанной рулонной стали в ванне с расплавом цинка. Продукция поставляется в листах и рулонах. Толщина материала от 0,6 до 1 мм, ширина — 100-1000 мм. Этот вид покрытия в зависимости от условий эксплуатации обеспечивает сохранность кровли в течение 30-100 лет. Оцинкованные листы применяются также для устройства карнизных свесов, разжелобков, водосточных труб, подоконных сливов, защитных фартуков дымовых и вентиляционных труб.

Неоцинкованная сталь подвержена коррозии, поэтому требует регулярного ухода, недолговечна. Кровлю из стальных неоцинкованных листов красят масляной краской каждые 3 года. Кровлю из оцинкованных листов можно окрашивать через 8-10 лет после ее укладки.

Также популярен Aluzink (Алюцинк) — тонкий стальной лист, защищенный сплавом алюминия и цинка в соотношении: 55% алюминия, 43,4% цинка и 1,6% кремния. При взаимодействии алюминия с кислородом возникает оксидная пленка, которая препятствует коррозии, поэтому алюцинк не темнеет со временем, в отличие от оцинкованной стали. Для устройства кровель используются и цветные металлы. Листы укладывают по деревянной обрешетке, прибиваемой к стропилинам. При устройстве металлической кровли лучше делать сплошную обрешетку из досок с прокладкой из пергамина. Такая мера предосторожности предохраняет нижнюю сторону металлических листов от коррозии и увеличивает их срок службы. К обрешетке листы крепят кляммерами из полосок оцинкованной стали, заделанных в стоячие фальцы через 500-700 мм. Карнизный свес поддерживается металлическими Т-образными костылями, прикрепляемыми гвоздями к обрешетке.

Related posts